maanantai 4. maaliskuuta 2013

Проповедь Марк 9:17-29 (Reminescere)

Дорогой читатель! Эта проповедь была происнесена несколько лет тому назад в связи с русскоязычной лютеранской церковной работы прихода Хельсинки. Тема проповеди сегодня очень актуальна в финской церкви, потому что много говорят о действительности целительницы Пиркко Яловаары.


Hyvä venäjäntaitoinen lukija. Tässä Reminescere-pyhän saarna ajankohtaisesta aiheesta eli sairauksista ja pahoista hengistä. Saarna pidetty 20. helmikuuta 2005 Myllypuron kirkossa.


Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
 
Какое разнообразие и какую пестроту жизни мы сегодня встретим в нашем евангелии! Какая духовная глубина откроется перед нами при этой картине! Судьбы разных людей являются тропинками в лесу, которые сойдутся с дорогой, и эта дорога путь христианина к Иисусу.
 
Остановимся в начале у учеников Иисуса. После событиях на горе преображения Иисус созвал к себе двенадцать Своих учеников и послал их по двое на проповедь и он дал им власть изгонять нечистых духов. Но сейчас после Преображения Христос сразу встречает растерянных учеников, которые не смогли изгнать беса. Почему они потерпели неудачу? Разве им не была дана власть над нечистыми духами? Возможно, ученики спорили с книжниками, пытаясь объяснить причину неудачи.
 
Услышав, в чём дело, Иисус произносит одно из самых резких обличительных слов в Евангелии: «О род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» Нас может удивить неожиданная горечь в словах Иисуса. Кому адресован этот упрёк? Вероятно, ученики приняли эти слова на свой счёт — они спрашивали Иисуса, почему у них ничего не получилось. Значит ли этот упрёк, что Иисус перестал любить? – Нет - его любовь бесконечна; но она и взыскательна — поэтому он строго упрекает за неверие и неверность учеников - его любовь не исключает строгости.
 
Увидев славу преображённого Иисуса, ученики «спускаются с небес на землю» и в прямом, и в переносном смысле. Они видят бессилие своих братьев, неспособных помочь несчастному юноше, видят, как маловерие одолевает их и отца мальчика сильнее, чем любой бес. И действительно, вера — дар, её нельзя накопить, ее можно потерять в одно мгновение, её может не хватить в самый важный в жизни момент.
 
В голосе Христа слышится почти отчаяние «если сколько-нибудь можешь веровать...». Но, даже когда не остаётся и «сколько-нибудь» веры, Христос никуда не исчезает, он — объективная реальность, гораздо более реальная, чем все наши помрачения. И поэтому к нему всегда можно прокричать: помоги мне, я не могу, не умею верить, но ведь ты рядом, ты любишь, ты можешь помочь!
 
Остановимся теперь у отца. Ведь его поведение нам каким то образом известно? Мы ли как в зеркале в нём самого себя найдём? Вера отца мальчика поколебалась после неудачи учеников. Отсутвие исцеления стал препятсвием веры.Отец воскликнул: "Верую, Господи! помоги моему неверию". Он увидел в Христе того, кто в силе, того, кто единственно может помочь. И его "верую!" - это слова человека, который в своём страдании ищет и находит опору в глазах, словах и действиях Христа. И знает, что просит Его помочь потому, что не знает другого способа. Видит в душе своей отсутствие веры и доверия. И не хочет быть посредником, не может стоять сам. Но просит не себе, но за другого. И Христос исцеляет по его просьбе бесноватого.
 
Мы нередко повторяем: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Нам не хватает веры; и мы не можем верить без помощи того, в кого веруем или хотим уверовать. Мы не можем ничего сделать для Господа без живой связи с ним, без веры и молитвы.
Да поможет нам Господь всегда молиться и верить! Там, где живут в вере, станут возможности Бога нашими возможностями.
 
Наконец нам остаётся обсудит судьбу мальчика. Наш еванелист Марк точно опишет историю болезни:  немый, нечистый дух одержил мальчика, он схватывает его и повергает его на землю, и мальчик испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет.
 
Нам, современным людям речь о «нечистых духах» кажется странной, мы сегодня сказали бы, что мальчик болел эпилепсией, и наверно так и было. Но с другой стороны лучше не гордится своей просвещённостью: дорогие слушатели – посмотрите, о чём рассказывают в новостях день за день: о бесмысленных войнах, о террористических актах, об убийствах и порчах. Ведь люди не бесноватые? Ведь бесы действительно не активно суетуются в мире?
 
В то время, о чём расскажет наше евангелие, люди были уверены в том, что болезни являлись наказанием. Мальчик якобы сам заслужил свою болезнь из-за своей греховности. Это представление принёс надлежащим двойную бремю: сын страдает из-за болезни  и отец кроме того из-за отсутствия веры у самого себя и у сына, потому что он наверно посчитал, что без веры сына не возможно лечить.
 
Такая цепь мыслей  тоже сегодня нет исключительна. Заболеет человек на пример раком, станет он сразу спрашивать: кто или что виноват, где я поступил ошибочно, загорел, покурил, выпил или съел я слышком много или не правильно? Почему я не сделал тот или тот? Человек обвиняет себя или своё окружение. Физические страдания получают метафизические причины. Возникает вопрос о виновности. Я виноват в моей болезни и в следсвии этого, потому что мы все умрём, мы все люди наверно тоже каким-то образом виноваты.
 
Как актуален наш текст сегодня! В нашу культуру, где молодость, здоровье и поклонение внешности стали кумирами, проникнет яркая весть Иисуса о прощении грехов и виновности. Это весть освобождения. Тебе не надо нести твою бремю одиноко. Прощение значит, что Иисус забудет. Если он забудет, мы тоже можем забывать. Это милость.
 
Наш реформатор Мартин Лютер написал в начале своей книги «О свободе христианина» следующим образом: «Тот же, кто вкусил хотя бы ничтожное количество веры, никогда не сможет написать, высказать, обдумать или наслушаться достаточно о ней. Это живой "источник воды, текущей в жизнь вечную", как Христос её называет.»
 
Дорогие слушатели! Об этом действительно идёт речь в этом рассказе о чудесном исцелении мальчика. Иисус вылечит и сына и отца. Но этот рассказ растёт в более обширные масштабы: он расскажет нам о силе веры и о неё сути и возможностях. Иисус исцелит и тебя и меня сегодня.
 
Верующему всё возможно. Но это не значит, что Бог всё сделает. Но это тоже не значит, что я должен обо всём заботиться. Это значит просто, что ты открыт добрым силам Бога. Ты откроешь двери и ворота твоей души Иисусу, чтобы он мог войти в твою жизнь.
Мы самы не можем решить веруем мы или нет. Вера будет наложена на нас. Это Божия работа в моей душе через судьбы и события моей жизни. Мы ведь не решаем влюбуемся мы или нет. Любовь будет наложена на нас, таким образом и вера. Аминь.
 
 
Господь – ты отец наш,
Поддержи нас, когда мы беспомощными скитаемя
К тебе и мы чуть устаём в искушениях
И испытаниях.
Помоги нам держаться в молитве и
Верить в обетования твоего Слова.
Услышь нас ради твоего Сына
Иисуса Христоса, Господа нашего.
 
 

Ei kommentteja:

Lähetä kommentti